Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться.

Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться.

Звукорежиссёр, продюсер и основатель образовательного проекта Audio Issues Бьёргвин Бенедиктссон специально для своего блога написал небольшую, но полезную заметку о гуле и мутности музыки — одной из самых популярных проблем миксов, созданных в домашних студиях. По мнению Бенедиктссона, гул и мутность не портят микс напрямую, а лишь создают ощущение, что он недостаточно чист и ясен. Несмотря на это, выявить недостатки довольно легко, если знать, в каких диапазонах и у каких инструментов нужно искать проблему.

Если и существует проблема, с которой сталкиваются все домашние музыканты и продюсеры, то имя ей — нижний низ. Проблема описывается двумя словами:

  1. Гул (англ. Boominess);

  2. Мутность (англ. Muddiness).

На самом деле оба слова описывают одну и ту же беду — недостаточную обработку частот в районе нижней середины, которая портит звучание всего микса. Гулкость и мутность живут немного в разных частотах, но диапазон все равно остаётся неизменным.


Гул

Выше мы говорим о том, что гул и муть вызваны недостаточно качественной работой с нижней серединой. Тем не менее гул можно отнести к проблемам нижнего низа. Обычно гул возникает в районе 100-150 Гц, от него не застрахован ни один басовый инструмент.


Полностью вырезать проблемные частоты в инструменте не нужно — так сигнал может лишиться панча.

Мутность

Схожая с гулом проблема — мутность микса. Обычно она возникает в диапазоне 200-300 Гц — именно в этом месте микс обычно теряет чистоту и ясность из-за низких частот. При этом потеря ясности не означает, что весь микс становится мутным — песня просто звучит недостаточно чисто.



Проблема мутности связана не только с басовыми инструментами — муть в нижней середине появляется из-за любого инструмента, даже вокала. Когда в голосе или инструменте преобладают частоты нижней середины, вокал сложно утопить в миксе. В итоге звучание становится таким, как будто сигнал насильно приделали поверх музыки вместо того, чтобы аккуратно разместить в свободной области внутри проекта.

Несколько недель назад я получил фидбэк от Джонатана Роя, звукорежиссёра из Нэшвилла. Сообщение Джонатана касалось одного из проектов, над которым мы работали вместе:

Когда я вернулся к проекту, то обратил внимание на буст в районе 300 Гц на шине вокала. Убрав усиление и слегка подрезав сигнал баса в области 200 Гц, я получил желаемое — вокал моментально лёг в микс.

Мутность микса исправляется аналогично гулу — с помощью эквалайзера. Отличий в методике работы нет, меняется только диапазон частот, который мы обрабатываем.


Мутный гул

Работа на хорошей аппаратуре не должна вводить в заблуждение: не забывайте, что обычные люди будут слушать трек через самые простые наушники. То, что на вашей паре мониторов Yamaha HS5 не слышно мутного гула и гулкой мути не означает, что проблемы нет.

Не париться о гуле и мутности — ошибка тех, кто работает на качественном аппарате.

В своей студии я использую две пары мониторов. Основная работа всегда идёт на Yamaha HS5, но вместе с ними я всегда наготове держу пару KRK Rokit 8 — на мой взгляд, басовый отклик «рокитов» намного лучше и точнее. Во время сведения я постоянно переключаюсь на с одной на другую пару мониторов, чтобы проверить гул и муть в миксе. Если слышу что-то сомнительное в нижней середине или низу — беру эквалайзер и ищу проблему.

Вы скажете, что две пары мониторов доступны не всем и будете совершенно правы. Если у вас нет второго комплекта студийной акустики, не нужно отчаиваться — найти гул и муть можно с помощью прослушивания микса на как можно большем количестве источников звука. Bluetooth-наушники и колонки, музыкальные центры, динамики смартфона и ноутбука — все эти устройства помогут определить проблему. Минус в сравнении со второй парой только в удобстве — нужно делать экспорт проекта и использовать десятки устройств. Да, побегать придётся, но чего не сделаешь ради чистого и ясного микса?


Подведём простые итоги:

Гул — проблема нижнего низа, возникающая в диапазоне 100-200 Гц. Обычно ей подвержены басовые инструменты и инструменты, звучащие в низком частотном диапазоне.Мутность — проблема нижней середины, возникающая в диапазоне 200-300 Гц. Проблеме подвержены не только басовые инструменты, но и любые источники звука, полностью или частично живущие в нижней середине. Вокал, фортепиано, синтезаторы, гитары — никто не застрахован от мутности.Определить источник проблемы можно поочередным солированием инструментов, звучащих в одинаковых или схожих диапазонах.Для более точного определения нужно сделать эквалайзером мощное усиление с узкой кривой эквализации Q. После этого проведите эту точку через проблемные области каждого инструмента — один из них обязательно загрохочет или помутнеет.Устранить гул и мутность в миксе можно небольшим вырезом частот в обнаруженном проблемном диапазоне. Вырез не должен быть сильным, широким или резким — такая подрезка лишит звучание инструмента важных гармоник и обертонов, сделает звук слишком слабым и тонким.


Автор статьи: Егор Ревенга

Просмотров: 0

© 2022 Design by Awwwak. All Rights Reserved.